Материал Алана Шталя.
В конце XIV века советник французского короля назвал венецианский дукат достойным примером монеты для подражания: «дукат из чистого золота в 24 карата не меняет своих характеристик уже девять столетий». На самом деле дукату на тот момент было всего 100 лет, но он уже успел закрепиться в сознании современников как незыблемый стандарт, имеющий незапамятную историю. К моменту своего последнего выпуска перед введением евро в 2001 году дукат действительно просуществовал в качестве основного денежного средства Европы на протяжении более девяти веков. [Впрочем, Нидерланды и Австрия продолжают чеканить золотые дукаты по сей день в качестве инвестиционных монет].
Дукат был создан в 1284 году, но не был оригинальным изобретением Венеции, а представлял собой сознательное заимствование примера золотых монет идентичного достоинства, введенных Флоренцией и Генуей одновременно в 1252 году. Если у дженовино (средневековая золотая монета Генуи) был ограниченный тираж и другие эмитенты не могли его распространять, то флорин имел большой успех в Европе, в том числе, благодаря влиянию флорентийских банкиров, занимавшихся сбором папских доходов. Изображения святого Иоанна Крестителя (стоя) на аверсе и геральдической лилии на реверсе послужили образцом для золотых монет на многие века. Однако этот стандарт не был повсеместно принят, наряду с изображением, и даже во Флоренции его вес был снижен к концу XIII века.
Венецианский дукат был введен в обращение с указанием, что он следует стандарту флорентийского флорина. Как и флорин, дукат должен был иметь такую пробу, какую позволяла средневековая технология обработки, обычно в пределах четверти карата или около 2% от абсолютной чистоты. Вес флорина был создан из расчета 8 монет за флорентийскую унцию, в результате чего вес монеты составлял около 3,53 г. Венеция установила курс дуката в 67 монет за марку, что позволило получить несколько более тяжелый вес - около 3,545 г. Дизайн дуката был позаимствован из венецианского серебряного гроссо (итальянская средневековая серебряная монета) (в свою очередь заимствованного из византийских дизайнов): на аверсе - дож, стоящий на коленях перед святым Марком, оба держат в руках флагшток, на реверсе - изображение Христа, произносящего благословение в миндалевидном поле из звезд. Для полноценного распространения дуката потребовалось более полувека, поскольку на территории всего Средиземноморья в начале XIV века основной монетой был флорин. В Венеции образовался избыток золота после изменения биметаллического соотношения в 1330-х годах, поэтому дукат начали чеканить в таких количествах, что он стал основной золотой монетой Восточного Средиземноморья.
Как и в случае с большинством средневековых монетных дворов, в Венеции существовали расчетные деньги, основанные на пенни (денаро), введенном Карлом Великим в конце VIII века; при этом шиллинг (сольдо) состоял из 12 пенни, а фунт (лира) - из 240 пенни. Как и в большинстве стран континентальной Европы, пенни, на котором основывался венецианский фунт, в течение Средневековья подвергался постоянному обесцениванию; к моменту введения дуката проба венецианского денаро снизилась до 20% чистого серебра, а его вес уменьшился до чуть более 0,30 г. В ходе обесценивания серебряных монет в течение последующих полутора столетий схожесть с венецианской лирой имели серебряные монеты более высокого номинала. Однако и эти монеты подвергались обесцениванию, поэтому фунт потерял 50% серебра в 1282-1421 гг.
Как и в других странах средневековой Европы, обесценивание золотых дукатов можно отчасти объяснить колебаниями на рынке драгоценных металлов и конкуренцией со стороны других эмитентов, но оно также было результатом возросшей зависимости венецианского государства от прибыли монетных дворов, получаемой в виде сеньоража от производства серебряных монет.
С самого начала своего существования, то есть, с 1284 года, золотой дукат выпускался в режиме, который существенно отличался от режима производства серебряных монет. По сути, дукат чеканился на отдельных предприятиях, под контролем их собственной администрации. Дукат не привязывался к местным расчетным деньгам и не рассматривался как источник фискального дохода, а был создан в качестве монеты с фиксированным весом и переменной рыночной стоимостью. Дукат был полезен для Венеции скорее как надежное средство обмена для ее купцов, чем как источник дохода от монетного дела. Если серебро чеканилось для частных лиц из принесенного ими на монетный двор драгметалла со значительной задержкой, то для чеканки золотых монет монетный двор обеспечивался государством значительным капиталом, чтобы драгметалл можно было обменивать на монеты сразу же. Были приняты многочисленные правила, гарантирующие, что монетный двор выпускает дукаты с безупречным качеством. Золото неоднократно проверялось на пробу, а допустимая погрешность по весу составляла около 0,2%. Самое главное, что добавочная стоимость дуката (разница между его стоимостью как металла и как монеты) была максимально снижена: она составляла около 1% или даже ниже, по сравнению с серебряными монетами, стоимость которых была завышена на 20%.
Дизайн, принятый для венецианского дуката в 1284 году, оставался практически неизменным на протяжении последующих пяти столетий, но его вес претерпевал незначительные изменения, а также менялось само название монеты. В течение конца XV - начала XVI вв. вес дуката постоянно корректировался, и наконец в середине XVI века он был установлен в размере 3,494 г, который сохранялся в течение последующих двух с половиной столетий. В начале XVI века изменение биметаллического соотношения также привело к изменению стоимости золотого дуката от 124 сольди или 6,2 лиры, существовавших на протяжении предыдущих 50 лет. Термин «дукат» (первоначальное значение которого было связано со статусом Венеции как герцогства и с последним словом в легенде на реверсе монеты) по-прежнему ассоциировался с расчетной единицей в 124 сольди, а собственно золотая монета, стоимость которой продолжала расти по отношению к расчетной лире на основе серебра, стала называться «дукато ди дзекка». Однако в 1562 году была введена новая венецианская серебряная монета размером с талер (габсбургский иоахимсталер) достоинством 124 сольди, которая стала называться «дукатом». С тех пор венецианская золотая монета, ранее носившая это название, стала называться цехин (золотая монета, чеканившаяся в Венеции с 1284 года до упразднения Венецианской республики в 1797 году). В начале XVII века был введен новый более легкий венецианский золотой дукат с тем же изображением на аверсе, что и на цехине, - дож, стоящий на коленях перед святым Марком, на аверсе, но с крылатым львом на реверсе. Эта новая золотая монета просуществовала несколько десятилетий. Цехин продолжали чеканить по образцу и стандарту первоначального дуката вплоть до прекращения существования Венецианской республики в 1797 году.
За пределами Венеции дизайн дуката копировался крайне редко, причем выпуски были непродолжительными, но вес, проба и название венецианского оригинала остались в качестве основного стандарта золотой монеты современной Европы. Единственным крупным средневековым европейским эмитентом, использовавшим реальный дизайн дуката, был Рим, где во время «вавилонского пленения папства» XIV века, когда папская курия была переведена в Авиньон (1309-1417 гг.) (то есть, во Францию, оказавшись в политической зависимости от французского короля), местный муниципалитет отчеканил большой тираж дукатов. Этот стандарт был вновь использован папством в конце XIV века при Павле II (1464-1471 гг.).
Наибольший успех дукат имел в Восточном Средиземноморье. Он оставался образцом для монет рыцарей Святого Иоанна на Родосе, а затем на Мальте с начала XV до середины XVIII вв. Более непродолжительные выпуски были у средневековых правителей генуэзского происхождения на Хиосе и Митилене. Серия анонимных подражаний венецианским дукатам, выпускавшихся на многих монетных дворах от Эгейского моря до Индии, указывает на то, что дукат продолжал оставаться значимой торговой монетой вплоть до современной эпохи. Дизайн венецианского дуката редко всплывал в Западной Европе, появившись только в Савойе в начале XV века, в Баварии в XVI-XVII вв. и во французском сеньориальном чекане Домб в конце XVI века. Однако ни один из этих выпусков не был значимым или долговечным.
Несмотря на то, что название «дукат» оказалось самым долговечным в качестве обозначения европейской золотой монеты, его использование не всегда соответствовало первоначальному венецианскому стандарту - монете из чистого золота весом более 3,50 г. Термин «дукат» стал применяться к монетам различных южноевропейских монетных дворов в течение XV-XIX веков. Во время короткого правления антипапы Иоанна XXIII (1410-1415 гг.) он взял под контроль муниципальный монетный двор Болоньи, заменив золотой болоньино папским дукатом. Несмотря на низложение Иоанна, его золотая монета оставалась стандартом для этого монетного двора в течение всего последующего столетия. В середине века Феррара и Мантуя начали чеканить золотые монеты под названием дукаты с портретами, соответствующими их принадлежности к сеньориальным эмитентам; вскоре их примеру последовали правители Милана и Неаполя.
В Испанию дукат был привезен из Неаполя Хуаном II, который чеканил дукат в Валенсии, а в своем Арагонском королевстве продолжал чеканить хорошо зарекомендовавший себя, но сильно обесценившийся флорин.
Продолжение следует…