Òîï-100

Еще раз о последствиях изменения НДС на рынке золота в Китае

Материал отчета компании «Metals Focus» от 13 ноября 2025 года.

1 ноября 2025 года Министерство финансов и Государственное налоговое управление Китая объявили об изменениях в политике налогообложения на добавленную стоимость (НДС) в отношении рынка золота. Новые правила уже вступили в силу и будут действовать до 31 декабря 2027 года.

Прежде чем рассматривать детали реформы и ее последствия, важно понять, как устроена китайская система НДС в целом. Как и в большинстве других стран, сумма НДС, подлежащая уплате компанией в налоговые органы, рассчитывается по формуле:

НДС к уплате = исходящий НДС – входящий НДС.

Ранее, при изъятии золота из хранилищ Шанхайской биржи золота (ШБЗ) и Шанхайской фьючерсной биржи (ШФБ), налоговые органы выставляли от имени этих площадок специальный счет-фактуру по НДС со ставкой 13 %. Получатель доставки использовал этот документ как налоговый вычет для зачета против своего исходящего НДС. Таким образом, действовала формула:

Исходящий НДС = облагаемые продажи за период × 13 %

Входящий НДС = стоимость закупок за период × 13 %

Это означало, что в конечной розничной цене НДС начислялся только на добавленную стоимость, то есть, разницу между ценой золота и продажной ценой конечного продукта.

Новые правила: разное налогообложение для инвестиционного и неинвестиционного золота

Согласно новой политике, участники торгов на ШБЗ и ШФБ, включая золотые биржевые фонды и банковские программы накопления золота, по-прежнему освобождаются от НДС при торговле внутри бирж. Однако при физическом изъятии золота из хранилищ теперь применяются разные налоговые режимы — в зависимости от того, предназначено ли золото для инвестиций или для иных (неинвестиционных) целей.

Инвестиционные продукты

Для членов ШБЗ/ШФБ, которые получают физическое золото для инвестиционных целей (например, в виде слитков или монет) и затем перепродают его, система остается прежней. Они продолжают получать специальный счет-фактуру со ставкой 13% и уплачивают этот НДС только с добавленной стоимости при перепродаже.

Это значит, что розничные инвесторы, покупающие золото напрямую у членов биржи, не заметят изменений: их налоговая нагрузка останется прежней.

Однако если клиенты-члены биржи (например, переработчики, ювелирные компании или оптовики) перепродают слитки или монеты другим клиентам, они не смогут воспользоваться налоговым вычетом: им будут выставлены обычные счета-фактуры, не дающие права на вычет входящего НДС. Поэтому при перепродаже они будут вынуждены платить дополнительные 13% от суммы продажи, что сделает их продукцию дороже.

Следствием этого стало перераспределение рыночных долей. Крупные члены ШБЗ — коммерческие банки, аффинажные компании и ведущие ювелирные бренды — уже получили преимущество: их продукция теперь стоит дешевле по сравнению с золотыми изделиями, продаваемыми нечленами ШБЗ. Для небольших ювелирных розничных сетей, не являющихся участниками биржи, действует повышенный НДС, что снижает их конкурентоспособность.

Как правило, значительная часть инвестиционного золота — слитков и монет — в Китае реализовывалась именно через ювелирные магазины. Теперь этот канал продаж переживает структурные изменения, хотя в целом на инвестиционный спрос на золото реформа не окажет негативного влияния: инвесторы продолжают активно покупать металл как защитный актив.

Ювелирное золото и неинвестиционные цели

Совершенно иначе новая система повлияеь на рынок ювелирных изделий. Теперь, если участник ШБЗ или ШФБ выводит золото из хранилища для неинвестиционных целей (например, для производства украшений), то он получает обычный счет-фактуру на 6% входящего НДС, вместо прежнего полного вычета в 13%.

Это означает, что при уплате 13% исходящего НДС компания теперь может зачесть только 6%, а оставшаяся часть налогового бремени переносится на клиентов — оптовиков и розничных продавцов, а в конечном итоге — на покупателей.

После введения реформы цены на ювелирное золото в Китае выросли, так как покупатели теперь фактически оплачивают дополнительные НДС-издержки — около 7%.

На долю 24-каратных изделий приходится более 95% ювелирного рынка золота в стране; остальная часть приходится на 18-ти и 21-караттное золото.

При этом, как правило, значительная часть покупок ювелирных изделий в Китае носила квази-инвестиционный характер — потребители приобретали крупные украшения как форму сбережения. Именно эта категория — тяжелые, простые изделия из чистого золота, продаваемые по весу и с низкими затратами на работу мастера — пострадает сильнее всего.

В то же время некоторые потребители уже начали искать способы обхода новых налоговых издержек: они покупают золотые слитки напрямую у членов ШБЗ, а затем приносят их мастерам-ювелирам для изготовления украшений, чтобы избежать уплаты дополнительного НДС при покупке готовых изделий.

Эксперты ожидают, что налоговые органы могут выпустить дополнительные разъяснения или меры, чтобы закрыть такие лазейки и предотвратить обход реформы.

Смещение структуры спроса на золото в Китае

Еще задолго до недавних изменений в системе НДС Китай начал переживать заметный сдвиг в модели потребления золота. Начиная с 2024 года, рынок стал отходить от привычных покупок ювелирных изделий «квази-инвестиционного» характера в сторону приобретения золотых слитков и инвестиционных продуктов. На этот переход повлияли сразу несколько факторов.

Прежде всего — понимание потребителями того, что инвестиционное золото предлагает более выгодный спред между ценой покупки и продажи, в отличие от ювелирных изделий, где значительная часть стоимости связана с работой мастера.

Дополнительным стимулом стала трансформация ювелирной отрасли, которая все активнее смещает акцент от «простых» изделий в сторону более дорогих коллекций с повышенной добавленной стоимостью. Все это усилило переток спроса в сторону слитков.

Именно поэтому розничные инвестиции в золото в Китае в 2024 году выросли на 20%, достигнув 336 тонн — максимального уровня с 2013 года. В то же время, потребление ювелирных изделий снизилось на 24%, опустившись до 479 тонн — минимального значения со времен 2020 года.

Эти тенденции не просто сохранились в 2025 году — они стали еще более выраженными. За первые девять месяцев года потребление ювелирных изделий сократилось еще на 25% в годовом выражении, тогда как розничные инвестиции выросли на 24%.

Данные из района Шуйбэй в Шэньчжэне — главного оптового ювелирного центра страны — подтверждают, что поток покупателей в выставочные залы остается слабым даже после их повторного открытия после праздников по случаю Национального дня. Ноябрь традиционно считается низким сезоном для потребления ювелирных изделий, что пока скрывает полный эффект введения новых правил НДС. Однако мы ожидаем, что в предстоящий пиковый сезон влияние налоговой реформы проявится гораздо отчетливее.

Тем временем сама реформа уже меняет стратегию участников рынка. Некоторые розничные сети подают заявки на вступление в ШБЗ, стремясь получить налоговое преимущество и снизить цены; другие ищут возможности для кооперации с действующими членами биржи. Поэтому укрупнение и консолидация рынка ювелирных изделий будет ускоряться.

Производители и ритейлеры, в свою очередь, активно развивают новые продуктовые линейки — теперь преимущество получают коллекции с высокой добавленной стоимостью. Такие изделия чаще продаются «за штуку», а не по весу, и покупатели на них менее чувствительны к росту курса золота.

К тому же, программы формата «обмен старого на новое» становятся более привлекательными, поскольку обменный материал не облагается новым налогом — а значит, такие программы смогут стимулировать продажи в условиях изменения НДС.

В дальнейшем разделение трендов, по нашему мнению, сохранится.

Предпочтение потребителей будет по-прежнему смещаться от ювелирных изделий к инвестиционным слиткам, а ухудшение покупательной активности домохозяйств останется главным препятствием для восстановления ювелирного спроса. Кроме того, поскольку покупатели часто придерживаются фиксированного бюджета на украшения, ожидаемый рост цен на золото и выход котировок на новые исторические максимумы в 2026 году вынудит их выбирать изделия поменьше.

Инвестиционный спрос, напротив, будет расти. Факторы, которые привлекали китайских инвесторов к золоту в 2025 году — стремительный рост цен, растущая роль золота как инструмента диверсификации и регулярные заявления Народного банка Китая о продолжении покупок золота — будут оказывать поддержку и в 2026 году.

Золотой Монетный Дом обрабатывает Cookies с целью персонализации сервисов и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. При нажатии кнопки «Принять» в окне-уведомлении об обработке Cookies, Вы даете свое согласие на обработку Ваших Cookies. Подробнее об использовании Cookies и политике конфиденциальности.
^ Наверх