Материал книги «На вес золота: как раскрыть силу надежных денег» (2024 год), написанной Джуди Шелтон, экономического советника президента США Дональда Трампа во время его первого срока. Она защищает идею возвращения к золотому стандарту. Часть первая тут, вторая - здесь, третья - тут.
Дилемма Кейнса: стабильность или национальный суверенитет
Кейнс считал, что стабильность международной валютной системы является крайне важной. В то же время он выступал за экспансивную внутреннюю денежно-кредитную политику как способ стимулирования экономического роста. По своей сути эти идеи противоречили друг другу – с одной стороны, следует добиваться стабильных валютных курсов, а с другой, у центральных банков остаётся право увеличивать или уменьшать внутреннее предложение, манипулируя процентными ставками. «Необходимо как можно меньше вмешиваться во внутреннюю национальную политику», – писал Кейнс в предисловии к своему проекту, подготовленному в апреле 1943 года. Тем не менее, было ясно, что для того, чтобы план сработал, придётся пожертвовать определённой степенью национального суверенитета в денежно-кредитной политике. Ведь основная цель создания Международного клирингового совета заключалась в том, чтобы избежать хаоса манипуляций с обменными курсами, характерного для межвоенного периода.
Инициатива Гарри Декстера Уайта
Даже когда Кейнс пытался примирить использование денежно-кредитной политики для достижения внутренних экономических целей при сохранении фиксированных валютных курсов, его коллега в США разрабатывал свой собственный подход к созданию стабильной послевоенной денежной системы. Гарри Декстер Уайт, который был старшим помощником министра финансов США Генри Моргентау, 14 декабря 1941 года – через неделю после нападения на Перл-Харбор – получил задание создать стабилизационный фонд для оказания денежной помощи союзникам. В идеале фонд должен был послужить основой для будущей международной валютной системы.
Предложения Уайта о структуре новой системы
Примерно через две недели Уайт представил доклад под названием «Проект программы взаимодействия союзников в валютной и банковской сфере». Уайту стало ясно, что стабилизация международной валютной системы и предоставление дешёвых кредитов странам-союзникам – это две разные задачи. Поэтому он предположил, что потребуются два отдельных учреждения: (1) Межсоюзнический банк и (2) Межсоюзнический стабилизационный фонд. Первый стал Международным банком реконструкции и развития (а затем Всемирным банком), а второй – Международным валютным фондом. По мнению Уайта, валютная стабилизация была узкоспециализированной функцией, «требующей особой структуры, особого персонала и особой организации». Уайт подчёркивал, что основной целью Фонда была стабилизация валютных курсов стран, противостоящих государствам «оси» (Германии, Италии и Японии), полагая, что стабилизация будет способствовать притоку капитала в страны-союзники. По мнению Уайта, валютный стабилизационный фонд также будет способствовать распространению среди союзных стран грамотной практики эмиссии банкнот и кредитования, а также поможет снизить барьеры для внешней торговли.
Преимущества стабильных валютных курсов
Одним словом, Уайт видел большие преимущества в достижении цели обеспечения стабильности международной валютной системы. Во фрагменте, который до сих пор звучит чётко и логично, Уайт утверждал, что особенно важно стабилизировать обменные курсы между валютами:
«Преимущества стабильных обменных курсов очевидны. Поддержание стабильных обменных курсов означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых операциях. Таким образом, снижаются затраты на ведение внешней торговли, а капитал легче перетекает в ту страну, где он приносит наибольшую прибыль, поскольку как краткосрочные, так и долгосрочные инвестиции значительно сдерживаются из-за вероятности потерь от обесценивания валюты. Чем больше надежд на постоянную стабильность валютных курсов, тем больше вероятность того, что не будет последствий в виде оттока капитала и инфляции».
Миссия Уайта: предотвращение хаоса и войн
Уайт обладал огромным техническим опытом и аналитическими способностями, но им также двигало чисто человеческое стремление к созданию более справедливой международной экономической системы. Как и Кейнс, он верил, что формализованное международное сотрудничество – это ключ к сохранению мира и спасению человечества. Он был обеспокоен тем, что при отсутствии сотрудничества, направленного на сохранение преимуществ международной торговли и финансов, мир вернётся к той торговой войне и девальвации валют, которые имели место в 1930-х годах, что, в свою очередь, может послужить «прелюдией и толчком к военным действиям в ещё более широких масштабах». Уайт был убеждён, что союзные страны необходимо убедить в том, что войну стоит выиграть, что победа не будет означать «простого возврата к довоенной модели «каждая страна сама за себя» или неизбежной депрессии, возможного широкомасштабного экономического хаоса, когда слабые страны первыми окажутся жертвами закона джунглей, характерного для международной экономической практики предвоенного десятилетия». В интересах Соединённых Штатов помочь израненным войной и обедневшим странам в долгой и трудной работе по восстановлению экономики, утверждал Уайт.
Гарантии Америки для предотвращения кризисов
Америка должна дать гарантии, что будет сделано нечто новое, мощное и всеобъемлющее, чтобы предотвратить «экономические проблемы, ссоры, смуту и беспорядки», которые мир лицезрел в предыдущее десятилетие, – «признав ту истину, что процветание, как и мир, неразделимы».
Условия членства в МВФ
Уайт, с его видением глобального сотрудничества и скептицизмом в отношении того, что на нерегулируемую торговлю можно полностью положиться в распределении экономических ресурсов справедливым и упорядоченным образом, казался законченным социал-либералом. Однако он также придерживался определённых представлений о разумности в бюджетно-финансовой и денежно-кредитной сферах, что в большей степени соответствовало консервативным экономическим принципам. В качестве условия членства в предложенном Фонде Уайт оговорил, что страна должна согласиться «не принимать никаких мер или политики в области денежного обращения или общих цен», которые «рано или поздно привели бы к серьёзному нарушению платежного баланса». В отличие от Кейнса, который придерживался собственных теорий государственного стимулирования экономики с помощью фискальных и денежно-кредитных мер, Уайт утверждал, что внутренняя фискальная и денежно-кредитная политика должна быть согласована с целью установления стабильных валютных курсов между странами.
Снижение барьеров для торговли и контроля за экспортом
Уайт также заявлял, что страны не могут быть допущены к членству в Фонде, если они не согласны снизить торговые барьеры, такие как импортные пошлины, импортные квоты, тарифы, административные меры и другие препятствия для торговли. Он также призвал страны-члены согласиться «не субсидировать – прямо или косвенно – экспорт любых товаров или услуг в страны-члены». Уайт утверждал, что члены Фонда не должны допускать дефолтов по внешним обязательствам правительств, и предложил, чтобы половина первоначального денежного платежа, вносимого странами для вступления в Фонд, состояла из золота.
Компромисс между фиксированными и гибкими курсами
В итоге, после утомительных обсуждений представителей 44 стран, собравшихся в течение трёх недель в июле 1944 года в отеле «Маунт Вашингтон» в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, в окончательном уставе о создании Международного валютного фонда было закреплено на первый взгляд противоречивое положение. Позже Уайт объяснит, что достигнутый компромисс обеспечит стабильную, но не жёсткую систему валютных курсов. Её можно сравнить с раскачивающимся зданием Эмпайр-стейт-билдинг, в конструкцию которого намеренно заложена определённая доля эластичности, чтобы предотвратить его разрушение. В краткосрочной перспективе валютные курсы будут фиксированными, но в будущем при необходимости их можно будет скорректировать.
Заявленные цели МВФ и его роль
Безусловно, заявленные цели Международного валютного фонда отражали грандиозные устремления двух его главных архитекторов. Создание МВФ должно было стать началом нового мирового экономического порядка, основанного на международном валютном равновесии. Как наднациональный институт, МВФ должен был управляться должностными лицами, обладающими экономическим мышлением и политической проницательностью, чтобы сохранить новый мировой порядок на благо человечества.