Зачем древние греки чеканили монеты?

Материал Джона Мелвилла-Джонса.

Почему древние греки чеканили монеты? Это не такой простой вопрос, как может показаться. На самом деле, он содержит в себе несколько разных вопросов с разными ответами. Первый способ, с помощью которого мы можем подойти к нему, заключается в том, чтобы спросить: "Кто чеканил самые ранние греческие монеты и почему эти монеты были выпущены?".

Нумизматы более раннего периода довольствовались описанием истории чеканки монет, которую приводили Платон и Аристотель, а также высказывали предположения, которые в значительной степени основывались на ситуации, существовавшей в их собственное время. Их не занимал вопрос о точном месте и обстоятельствах появления чеканки монет, но скорее о теоретических преимуществах, которые возникли в результате внедрения монет. Поэтому если они и пытались определить местоположение этого события, то опирались на отрывок из "Истории" Геродота, который будет процитирован несколько ниже, и ставили чеканку монет в заслугу лидийцам.

В последние годы ученые стали задаваться более фундаментальными вопросами и предлагать более разнообразные ответы. Следует упомянуть два крупных исследования. Первое — это статья, опубликованная в 1964 году в журнале "Journal of Hellenic Studies". Я помню ее очень отчетливо, поскольку это исследование заставляет задуматься. Статья называлась "Клады, мелкие деньги и происхождение чеканки монет". Ее автор, ныне покойный Колин Краай, пришел к выводу, что монеты были изобретены не только для поддержки внутренней или внешней торговли, но и для облегчения оплаты портовых сборов, штрафов, труда экспертов не из числа граждан, осуществления масштабных строительных проектов, требовавших оплаты труда и материалов, а также для оплаты услуг солдат-наемников.

Еще одно более позднее исследование этого вопроса было проведено К. Дж. Хаугего в 1990 году. За последние несколько лет книги о производстве ранних греческих монет также опубликовали Дэвид Шапс и Ричард Сифорд, а сборники эссе вышли под редакцией Мириам Балмут, Эндрю Медоуз и Кирсти Шиптон.

Если эти недавние исследования и имеют что-то общее, так это то, что все они движутся в направлении признания того, что монеты — это только одна из форм денег; что до введения монет существовало множество других средств обмена, и что после введения монет в некоторых местах продолжали использоваться другие формы денег. Таким образом, монеты чеканились, когда обстоятельства вызывали в них необходимость или ввиду удобства, а не потому, что это был единственный способ облегчить торговлю и занятость.

Итак, как же были "изобретены монеты" или, если быть более точным, как были добавлены монеты к другим формам денег в древнегреческом мире? В первую очередь мы можем изучить письменные высказывания древнегреческих писателей, хотя ни один из них не был современником этого события. Ответы, которые дают эти древние письменные источники, разнообразны. Например, в высказывании одного писателя, Юлия Поллукса, который непосредственно обращается к этому вопросу, чеканка монет приписывается нескольким разным людям. Поллукс жил и писал в Александрии во II веке нашей эры, задолго после того, как начали чеканить монеты, и то, что он написал, представляет собой собрание слухов. Он спрашивает:

"Кто первым начал чеканить монеты - Фидон из Аргоса, или Демодиса из Кима, жена фригийца Мидаса и дочь Агамемнона, царя Кима, или афиняне Эрихтоний и Лик, или лидийцы, как говорит Ксенофан, или наксийцы [жители острова Наксос в Эгейском море], как считает Аглаостен...?".

Из них Фидон Аргосский также упоминается древнегреческим историком Эфором, который говорит, что он чеканил монеты на острове Эгина, во что трудно поверить, поскольку нет оснований предполагать, что Фидон имел политический контроль над Эгиной. Однако это заявление можно удовлетворительно интерпретировать, если понимать его как попытку примирить известный факт, что впервые серебряные монеты в Европе были изготовлены на этом острове, с традицией, согласно которой Фидон, правитель Аргоса, реорганизовал систему мер и весов, которая использовалась на подконтрольной ему территории. Упоминание Мидаса и Демодис (жены Мидаса), вероятно, обусловлено мифом о том, что Мидас превращал в золото все, к чему прикасался. Эрихтоний и Лик Афинский принадлежат к смутному периоду, и других свидетельств о них не осталось, и если они вообще существовали, то жили задолго до развития монетного дела. Историк Аглаостен был наксийцем, поэтому неудивительно, что он должен был заявить об изобретении чеканки монет на своем острове. Однако это вряд ли.

Самые ранние известные монеты Наксоса относятся к последней четверти VI века до н. э., примерно спустя столетие после того, как, по нашему мнению, в Малой Азии начали выпускать монеты. Монеты Наксоса были отчеканены из серебра, а не из электрума, который использовался для изготовления самых ранних монет. Лидийцы — это единственное имя в этом списке, которая может показаться достойной внимания.

Финикийцы, которые в основном обитали на территории современных Ливана и Сирии, и которые вели торговлю по всему Средиземноморью, также считались возможными родоначальниками монетного дела. В сочинении под названием "Одиссей", которое приписывается ритору и софисту IV века до н. э. Алкидамасу, содержится следующее утверждение:

"Разве не финикийцы, самые ученые и умные из чужеземных народов, открыли монетное дело? Ведь они разделили равную часть отбитого металла и поставили на ней клеймо в зависимости от того, больше или меньше вес".

Опять же, это слабое предположение, хотя и не лишенное логики, поскольку финикийцы были главным торговым народом Средиземноморья, пока их земли не были завоеваны Александром Македонским и римлянами. Однако самые ранние монеты, которые мы можем приписать к какой-либо финикийской группе, относятся к V веку до н. э., задолго после появления монет в других местах; и следует предположить, что до и даже после этого времени их торговля велась скорее с помощью бартера, чем с помощью чеканных денег.

Заявление, получившее наибольшую цитируемость в современных книгах, было сделано Геродотом, который писал:

"Лидийцы... имеют примерно те же обычаи, что и греки, за исключением того, что они принуждают своих детей женского пола к проституции; и они были первыми людьми, о которых мы знаем, которые чеканили и использовали монеты из золота и серебра, и первыми, кто стал заниматься торговлей".

Очевидно, что эти слова можно истолковать так: лидийцы, негреческий народ, живший в глубине Малой Азии, были изобретателями монетного дела. Однако в этой трактовке есть две проблемы: во-первых, самые ранние монеты были сделаны не из золота и серебра, а из сплава этих двух металлов. Мы называем его электрумом, как это делали римляне, но греки называли электрум "золотом", потому что для них он был просто одной из форм золота в отличие от чистого золота (его иногда называли "белым золотом" из-за его более бледного цвета). Однако лидийцы были определенно первыми, кто стал выпускать монеты из чистого золота, а также из чистого серебра. Поэтому мы можем предположить, что, когда Геродот писал это высказывание, он (или источник, который он использовал) думал о монетах из чистого золота и серебра, которые начали выпускаться более чем через полвека после появления первых монет из электрума.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, приписывая изобретение монет лидийцам, заключается в том, что в их обществе была монархия, управляемая царем, поддерживаемым аристократией, и основанная на сельском хозяйстве и выпасе животных, а не на коммерческой деятельности. Нет никаких причин, по которым чеканка монет должна была быть изобретена ими ради какой-либо деятельности внутри страны.

Однако есть одна веская причина, которая могла привести лидийцев к производству монет, независимо от того, изобрели они их на самом деле или нет. Это (как считает Краай) наемные солдаты, которым по окончании службы нужно было платить чем-то ценным, легко переносимым и состоящим из частей, имеющих одинаковую стоимость, чтобы каждый солдат мог убедиться, что он получает необходимую долю. Здесь может быть уместен фрагмент (частично сохранившийся на клочке папируса) утраченной поэмы, написанной поэтом Алкеем Лесбосским:

"О, отец Зевс, лидийцы, разгневанные случившимся, дадут нам две тысячи статеров, если мы сможем войти в священный город".

Алкей писал эти слова, вероятно, около 610 года до н.э., и этот фрагмент поэмы, в котором упоминаются статеры, является, возможно, самым ранним из сохранившихся упоминаний о чеканке монет. Слово "статер" в данном контексте, по-видимому, означает стандартную основную единицу веса для монет. Из контекста следует, что лидийцы платят грекам за нападение на город. В оригинале слово в конце этого отрывка, как предполагают редакторы, может обозначать "священный" (как в переводе, напечатанном выше), которое иногда использовалось в это время для описания городов; в то же время, это может быть начало названия города, Хиера или Хира, который, как нам говорят, был одним из городов на острове Лесбос, родине Алкея.

Отрывок поэмы не позволяет с уверенностью утверждать следующее, но нужно помнить, что в то время, когда она была написана, около 600 года до н. э., материк напротив Лесбоса находился под контролем лидийцев. Мое собственное предположение, а оно не может быть более чем предположением, заключается в том, что монета была изобретена для того, чтобы распределять куски электрума определенного веса между греческими наемниками, воевавшими на стороне лидийцев, после того как их срок службы был успешно завершен в соответствии с условиями контракта, по которому они были наняты. Более вероятно, что именно греки придумали такой способ распределения, а не лидийцы, чье общество было монархическим, где все принадлежало царю. Это гораздо более правдоподобное объяснение, чем альтернативное предположение, что самые ранние монеты могли использоваться для уплаты штрафов или портовых сборов, потому что они могли продолжать оплачиваться другими способами, например, металлическими предметами или долей товаров, которые перевозились, - практика, которая уже была хорошо налажена.

Такое объяснение, – что первые монеты были изобретены для конкретной цели в конкретной ситуации, – выглядит гораздо обоснованнее, чем теоретические измышления философов, например, воображаемый диалог между Сократом (первым участником диалога) и его оппонентом, Адеймантом, в "Государстве" Платона:

"- Ну, а в самом городе как они будут обмениваться друг с другом тем, что производят? Ведь именно для этого мы создали сообщество и основали город.

- Очевидно, - сказал он, - посредством купли-продажи.

- На этом основании возникнет рынок, а также чеканка монет в качестве средства обмена.

- Разумеется".

Это описание чеканки монет является вымыслом, основанным на ситуации, существовавшей в Афинах (самом экономически развитом городе древнегреческого мира) во времена Платона, примерно спустя 250 лет после того, как были изготовлены первые монеты. Аналогичный рассказ о чеканке монет дает Аристотель в своей "Никомаховой этике":

"Все вещи, которые можно обменять, нуждаются в сравнении. Для этого и возникли монеты, которые являются, так сказать, средством измерения. Они измеряют все, включая относительный преизбыток и недостаток вещей, например, количество обуви, равное дому или определенному количеству пищи".

Опять же, это утверждение было справедливо для более экономически развитых городов времен Аристотеля, но оно не демонстрирует никакого знания реальной ситуации в то время, когда были выпущены первые монеты. Подтекст этих отрывков, согласно которому чеканка монет была изобретена для ведения розничной торговли, явно ошибочен, поскольку самые ранние монеты из электрума были очень ценными, и даже самые мелкие доли были бы слишком дорогими, чтобы использовать их для мелких покупок. На самом деле очевидно, что чеканка монет была изобретена для небольшого числа конкретных ситуаций, а затем ее использование стало более распространенным.

Кроме того, становится все более очевидным, что в древнем мире монеты были лишь одной из форм денег и что другие формы, предшествовавшие их изобретению, продолжали существовать и после начала использования монет. Многие древнегреческие города никогда не выпускали монеты (напомним, что универсальной древнегреческой монеты никогда не существовало, но только монеты отдельных государств, групп государств и правителей), а из тех, что выпускали, некоторые делали это крайне редко и только в особых обстоятельствах.

Невозможно точно сказать, сколько обществ в древнегреческом мире были достаточно развиты, чтобы они могли выпускать монеты в некоторых случаях. Можно предположить, что совокупное число полисов составляет от 2 до 3 тысяч. В то же время, число тех, которые выпускали монеты непрерывно в течение длительных периодов времени, было довольно небольшим, а общее количество тех, которые чеканили монеты в количестве нескольких небольших выпусков в течение своей истории, составляло от 1200 до 1300, то есть примерно половина от тех, которые могли бы это сделать.

Давайте рассмотрим различные ситуации, существовавшие среди древнегреческих государств, которые не чеканили монеты регулярно. Самая ранняя монета, которую можно приписать спартанцам, была выпущена в конце их истории, при царе Арее I (309-265 гг. до н. э.). Древние греки пыталась объяснить отсутствие монет у спартанцев как результат попытки одного из ранних законодателей, Ликурга, избавить граждан от соблазна, и постановившего, что единственным видом валюты, разрешенным в Спарте, должны быть железные бруски, слишком большие, чтобы их можно было скрыть от глаз, и слишком тяжелые, чтобы их можно было легко перевозить в случае необходимости совершения крупного платежа. Однако это морализаторская выдумка, призванная объяснить отсутствие монет в этом городе. Прежде чем спартанцы стали выпускать какие-либо монеты, они должны были использовать монеты, выпущенные другими городами. Существуют остатки надписи, датируемой 427/426 годом до н. э., в которой говорится о финансовых взносах, сделанных другими греческими государствами в пользу спартанцев на первом этапе Пелопоннесской войны, включая пожертвования в форме серебряных монет Эгины и персидских золотых дариков, двух основных мировых монет того времени. Это показывает, что спартанцы могли использовать монеты даже если они не выпускали их от своего имени.

Монеты небольшого острова Сирос, расположенного в центре Эгейского моря, показывают нам совсем другую картину. В отличие от Спарты, мы мало что знаем об истории Сироса. На нем выпускали небольшое количество монет мелкого номинала из серебра, а позже из бронзы. Эти монеты невысокой стоимости выглядят как деньги, которые могли быть созданы для определенной цели, например, для оплаты труда иностранных рабочих, которые не были рабами и должны были иметь возможность покупать еду, пока работали на острове. Однако в начале II века до н. э. на острове было выпущено несколько крупных серебряных тетрадрахм. Это может свидетельствовать о крупном платеже в пользу какого-то иностранного субъекта, поскольку к этому времени тетрадрахмы аттического веса были стандартным видом межгосударственной валюты. Монеты Сироса, однако, гораздо легче по весу, чем серебряные монеты Афин или Александра и его преемников, вес которых, судя по сохранившимся образцам, был довольно точным. Значит, у жителей острова была какая-то причина для особого и необычного выпуска монет высокой стоимости, но без дополнительной информации мы не можем узнать, при каких обстоятельствах были отчеканены эти монеты. Мы можем предположить, что по окончании срока службы нужно было расплачиваться с солдатами, но нет никаких доказательств, которые позволили бы сделать это наше высказывание более чем догадкой.

Поэтому следует думать, что, когда древнегреческие города выпускали монеты, они часто делали это по определенным причинам, а не потому, что в них нуждался каждый член общины. Первой вероятной причиной должны были стать военные действия, поскольку монеты представляли собой переносную форму богатства, которую солдат мог забрать домой по окончании службы. Однако мы можем уточнить это, поскольку выплаты при увольнении производились крупными номиналами, серебряными монетами стоимостью четыре драхмы и более, либо золотыми монетами, в то время как солдатам, шедшим через дружественную территорию, могли выдаваться монеты мелкого номинала для покупки еды или других вещей у местных жителей. Эта закономерность хорошо прослеживается в контексте монет Александра Македонского: драхмы и ее доли чеканились в районах, через которые проходила его армия, не ведя войны с их жителями, но основная масса монет высокого достоинства выпускалась, когда он добивался успеха и распускал свои войска. Например, мы можем спросить, почему он чеканил монеты высокого достоинства на Кипре, но когда мы поймем, что некоторые члены экипажей его флота были родом с этого острова, то причина сразу станет ясна.

Следующей причиной чеканки монет должна была стать оплата общественных работ (не совсем в отрыве от военных действий, поскольку общественные работы могли включать строительство военных кораблей или фортификационных сооружений). Когда мужчин отрывали от их сельскохозяйственных или других занятий, а также приводили из других общин для работы, то необходимо было как-то вознаградить их, и оплата монетами была одним из лучших способов сделать это, поскольку мужчины могли использовать монеты для пропитания себя и своих семей и забрать излишки домой, когда работа была закончена.

Следует помнить, что многие древнегреческие общества, которые были политически независимыми, вообще не чеканили монет или чеканили их очень редко (предположительно, когда они участвовали в войне или в крупном общественном строительстве). Мы не знаем точно, сколько древнегреческих обществ можно было бы назвать "полисами", - словом, которое греки использовали для обозначения политически независимой единицы своего общества, - и которые могли выпускать монеты. По приблизительным подсчетам, если мы включим в это число государства, созданные во времена Римской империи, то в целом их число могло бы составить около 3 тысяч. При этом около половины из них выпускали свои монеты. Чтобы подкрепить эту статистику, я могу сообщить о небольшом исследовании, которое я провел некоторое время назад. Я подсчитал количество записей, встречающихся под буквой «альфа» в сохранившемся книге "Этника" Стефана Византийского, автора VI века н. э., составившего алфавитный список греческих географических названий. Из 539 названий в этом списке только 215, то есть менее половины, насколько это известно, когда-либо чеканили монеты, и большинство из этого числа не занимались непрерывной чеканкой. Это дает возможность судить о том, в какой степени большинство древнегреческих обществ занимались этой деятельностью.

Однако некоторые города чеканили монеты непрерывно в течение длительного времени. Возможно, это было связано с их коммерческой деятельностью; Коринф - хороший тому пример. Кроме того, небольшой остров Эгина, расположенный недалеко от Афин, производил очень большой объем монет в VI и начале V веков, причем гораздо больше, чем могло потребоваться для коммерческих нужд граждан. Найденные клады показывают, что эти монеты в больших количествах экспортировались в те части Средиземноморья, в частности, в Египет и Левант, которые испытывали дефицит серебра. Таким образом, в данном случае серебряные монеты, которые выпускал остров, были не только валютой, но и товаром. Серебро, по-видимому, поступало с острова Сифнос, который в этом отношении напоминал Австралию, экспортирующую свои ресурсы в другое место, чтобы переработать их в другую форму.

Существуют ли другие причины, которые могли побудить древнегреческий город выпускать монеты? Если оставить в стороне чисто коммерческие мотивы или специфические обстоятельства, требующие больших расходов, которые могли вызвать необходимость в чеканке монет, то можно предложить еще две причины. У нас есть интересная надпись из Сеста, города на юго-восточном побережье Галлипольского полуострова (полуостров в европейской части Турции, между Саросским заливом Эгейского моря и проливом Дарданеллы), вырезанная около 120 года до н. э., в которой говорится о решении чеканить монеты из бронзы и приводятся причины, лежавшие в основе этого решения:

"...и когда народ решил использовать собственную бронзовую монету, чтобы у города были своим монеты, и чтобы город мог получать прибыль от их создания...".

В этих нескольких словах мы можем увидеть две совершенно разные идеи. Первая заключается в том, что город может репрезентировать себя, выпуская монеты, которые показывают нечто, связанное с его историей или религиозными культами. Очевидно, что это так, поскольку на монетах греческих городов в подавляющем большинстве случаев изображены рисунки, символизирующие основной религиозный культ или какой-то другой символ, связанный с данным городом.

Кроме того, упоминается идея прибыли: зарабатывать деньги, делая деньги. Это можно было сделать разными способами. Самые ранние монеты из электрума были изготовлены в точном весе, но пропорции золота и серебра в отдельных монетах довольно сильно различались. Полвека назад Стуре Болин предположил, что это свидетельствует о завышенной стоимости монет. Математические расчеты, которые он представил в поддержку этого тезиса, не были приняты всеми. Тем не менее, представляется вероятным, что общий принцип был верен и что монеты из электрума принимались по стоимости, превышающей стоимость содержащихся в них металлов.

Есть также свидетельства, которые показывают, что в более поздний период электрум ценился более высоко в районе, где он был выпущен, чем за его пределами (электрум представлял 2/3 стоимости чистого золота в районе под контролем страны-эмитента, но при этом только 1/2 стоимости золота за его пределами).

Именно на этом фоне следует изучать очень интересную надпись, датируемую ок. 400 г. до н.э. В ней записан договор между материковым городом Фокея на западном побережье Малой Азии и Митиленой, главным городом острова Лесбос, о порядке чеканки монет из электрума в разные годы этими двумя соседними городами. Наиболее интересный раздел договора гласит следующее:

"...Тот, кто смешивает золото, должен нести юридическую ответственность в обоих городах. В качестве судей для того, кто смешивает золото, в Митилене должно быть более половины чиновников Митилены, а в Фокее - более половины чиновников Фокеи, и ревизия должна проводиться по истечении года в течение полугода... И если кто будет уличен в том, что сознательно использовал слишком мало золота, то он должен быть наказан смертью, а если он будет признан невиновным в совершении ошибки, то пусть суд решит, какое наказание ему подобает понести или заплатить, а город должен быть невиновным и свободным от наказания. Митиленцы по жребию получили право первыми чеканить монеты...".

Результаты анализа семи электрумовых гектаев (1/6 статера) конца VI века из Митилены таковы:

Содержание золота: 35% - 41%. Содержание серебра: 49-60%. Содержание меди: 2% - 15%.

Эти цифры показывают, что на данном монетном дворе в архаический период относительные пропорции всех этих трех металлов (медь в тех случаях, когда она не была случайной примесью, вероятно, добавлялась, чтобы затемнить сплав и сделать его более похожим на чистое золото) были различными. Анализ более поздних электрумовых монет Митилены и Фокеи, однако, показывает более постоянный сплав, и этот факт, вместе с процитированной выше фразой, позволяет предположить, что электрумовые монеты этих монетных дворов производились таким образом, чтобы обеспечить прибыль для чеканщика.

Еще более весомые доказательства такой практики предоставил позднее монетный двор Карфагена. Результаты анализа "золотых" монет этого монетного двора IV-III веков до н. э. показывают, что качество металла в каждой группе монет оставался неизменным, но в ряде случаев при выпуске новой серии доля золота уменьшалась. В каждом случае монетный двор должен был получать прибыль, заставляя принимать новые монеты по тому же курсу, что и старые (многие из которых были изъяты из обращения, переплавлены и отчеканены с добавлением серебра). Ниже приведены цифры по некоторым из этих групп монет:

Группа III: золото 93,5%, серебро 6,5%.

Группа IV: золото 73%, серебро 27%, следы меди.

Группа V: золото 60 %, серебро 39%, медь 1%.

Группа VI: золото 45%, серебро 54,5%, медь 0,5%.

Группа Xb: золото 35,6%, серебро 64%, медь 0,4%.

Нет никаких сомнений в том, что это снижение стоимости металла в течение нескольких десятилетий, хотя оно и могло быть частично вызвано нехваткой золота, в основном было результатом того, что в то время, когда производство монет стало более сложным процессом, было принято решение воспользоваться тем фактом, что последующие выпуски монет могли быть выпущены с немного меньшим весом металла, с условием принудительного их принятия, а выпускающий орган мог либо, если посмотреть на это с одной стороны, получить прибыль, либо, что более вероятно, получить больше выгоды от накопления запаса драгметалла.

Мы также можем предположить, что постепенное уменьшение веса монет из чистого серебра, которое мы видим на некоторых древнегреческих монетных дворах, преследовало точно такую же цель: получить прибыль для города или увеличить запас серебра (что имело бы тот же эффект).

В документах мы снова и снова встречаемся с ситуацией, когда крупные суммы, особенно если они выплачивались за пределами одного города, требовались в серебре аттического или александрийского веса (два названия для одного и того же весового стандарта).

Этому есть современные параллели: крупные платежи номинируются в долларах США или евро, даже если они не являются официальной валютой страны, в которой происходит сделка.

Опять же, когда древнегреческие города чеканили монеты из бронзы, мы уверены, что город получал прибыль от этой деятельности, потому что, если сравнить вес бронзовых и серебряных монет, выпущенных каким-либо монетным двором, в случаях, когда известны относительная стоимость металлов и относительная стоимость монет, становится ясно, что бронзовые монеты были переоценены.

Поэтому кажется, что некоторые древнегреческие монетные дворы выпускали монеты, которые стоили более или менее одинаково с точки зрения содержания в них серебра (с учетом платы за чеканку, которая могла составлять около 5%). Другие выпускали монеты, которые принимались по определенной цене, но могли содержать не так много серебра, как другие монеты того же номинала, и впоследствии в течение нескольких поколений вес драгметалла в монетах снижался; таким образом, город, который выпускал монеты, получал небольшую прибыль. Следовательно, монеты выпускались не только для удовлетворения потребностей в конкретных обстоятельствах, но и для репрезентации города, выпустившего их, и, возможно, для получения прибыли.

Есть еще одна причина, по которой в Древней Греции могли выпускать монеты: в память о каком-то конкретном событии.

Этот мотив настолько очевиден при рассмотрении монет поздней Римской республики и ранней Римской империи, что его легко можно перенести на чеканку монет более раннего периода и, например, предположить, что когда афиняне в 460-х годах до н. э. выпустили декадрахмы, монеты более чем вдвое больше по весу и намного крупнее тетрадрахм, которые до этого были самыми большими монетами, которые они чеканили, или когда сиракузяне выпустили монеты того же номинала примерно в то же время и выпустили еще одну подобную серию в более усовершенствованном стиле в конце V века, то эти выпуски были памятными и создавались в честь побед.

Однако это было бы слишком радикальным отходом от истории чеканки древнегреческих монет, и, вероятно, лучше предположить, что эти крупные монеты были выпущены потому, что нужно было произвести крупные платежи, и было удобно сделать их как можно меньшим количеством монет.

Кроме того, хотя ранние и поздние монеты "Аретуза" из Сиракуз могут вызывать восхищение как высшие образцы греческого нумизматического искусства (а некоторые из поздних монет носят имена, вероятно, художников, гравировавших штемпели, из которых они были выбиты, что свидетельствует о необычайно высоком статусе этих монет), Можно цинично предположить, что лучшие художники работали над самыми крупными монетами для того, чтобы их было практически невозможно подделать, а в случае появления монет, которые, как было установлено, были выбиты из штемпелей, изготовленных фальшивомонетчиками, виновника было бы нетрудно найти.

Поэтому маловероятно, что греческие монеты чеканились в память о событиях или живых людях в течение первых нескольких веков существования этой формы денег. Однако в IV веке до н. э. ситуация изменилась, и теперь мы подошли к последней причине, которая привела к чеканке монет на древнегреческих монетных дворах. На монетах Филиппа II Македонского, которые начали выпускать через несколько лет после его воцарения, изображены символы, которые, похоже, посвящены его победам на Олимпийских играх. Его сын, Александр, не стал выпускать монеты с собственным портретом (хотя он, возможно, не обиделся бы, узнав, что юноша Геракл, которого он решил поместить на свои серебряные монеты, считался его символом), но его преемники помещали свои портреты на аверсах монет, где до этого изображали только богов, и это стало обычной практикой для монет при правителях в этот период (так называемый эллинистический период) - изображать портрет правителя на аверсе.

Выдающимся примером памятной древнегреческой монеты (в данном случае использовавшейся в честь иностранца, поскольку чеканить монеты в его собственной стране еще не пытались) является золотой статер, выпущенный в честь римского завоевателя Тита Квинкция Фламинина через некоторое время после его победы над греками в битве при Киноскефалах в 196 году до н. э. На статере изображен портрет в греческом стиле. На аверсе изображен портрет завоевателя в греческом стиле, а на реверсе - фигура Победы, скопированная с монеты Александра Македонского. Однако этот способ передачи информации посредством монет появился позднее. Для того, чтобы увидеть расцвет производства монет в честь тех или иных событий и передачи политических сообщений, мы должны обратиться к римлянам, которые переняли эту моду у греков, как и многое другое.

^ Наверх