Франсуа Малан написал книгу «Крюгерранд. Золотой Юбилей: 1967-2017 гг.» (Krugerrand. Golden Jubilee), которая была опубликована в 2016 году издательством «Prestige Bullion» для Южноафриканского монетного двора и аффинажного завода Ранд в честь известного события. Ниже приводим перевод седьмой главы этой книги: ««Блестящая» карьера для Крюгера». Впервые и только на сайте «Золотого монетного дома».
«Представьте себе старого джентльмена, крепкого телосложения, с бородой, прямыми черными волосами, почти не пострадавшими от потрясений, которые окружали жизнь их владельца во время войны и треволнений. На его лице мало морщин, кроме них особо выдающимися являются большие височные лобные доли, которые немного нависают над его глазами, что становится все более заметным с годами». Эскиз портрета Пауля Крюгера из журнала «The Cape Illustrated Magazine», 1892 год.
Как только название монеты было официально изменено, началась работа над ее дизайном.
8 марта 1967 года директор южноафриканского монетного двора, Коос Гроневальд (см. фотографию ниже) написал письмо министру финансов, в котором он упомянул о более раннем проекте, предложенном министром, с использованием бюста Крюгера и надписи «Крюгер Ранд».
На реверсе монеты должны были находиться только следующие надписи: «Republiek van Suid Afrika» (Южноафриканская республика) и «1 ons fyn goud - 1 oz fine gold» (1 унция чистого золота на африкаанс и английском языках).
Однако Гроневальд посчитал, что дизайн не соответствует требованиям остальной части серии монет и предложил альтернативный дизайн.
Интересно отметить, что в своем письме к министру финансов Гроневальд говорил о монете, которая была прикреплена к письму. До настоящего времени нумизматическое сообщество в Южной Африке не знает, что это была за монета. Ее нельзя найти ни в музее монетного двора, ни в какой-нибудь крупной коллекции в стране. Это, возможно, один из самых редких южноафриканских эскизов монет.
Конечно, он принесет большую прибыль, если его обнаружат. Неясно, был ли он отчеканен в золоте или в одном из цветных металлов. Может это был просто набросок предлагаемого дизайна – дизайна, который похож на монеты 1967 года, за исключением того, что слово Крюгерранд еще разделено на два слова.
16 марта 1967 года был отправлен важнейший телекс от министра финансов, Виктора Лоддера, в Кейптаун, к директору Монетного двора. В нем на языке африкаанс было написано следующее: «Kabinet het ontwerp oir Krugerrand goedgekeur behalwc dat Krugerrand H RPT een herhaal een woord in albei tale moet wees X Dit hom ooreen met die schedule can Wet No 40 uon 1966 X» (Кабинет министров утвердил дизайн Крюгерранда, но слово «Крюгерранд» должно быть написано одним словом. Оно соответствует порядку и постановлению №40 1966 года).
Телекс хранится в Национальном архиве Южной Африки. Письмо об этом также было отправлено в Монетный двор 17 марта 1967 года. Гроневальд писал: «Мы обнаружили, что у нас остались штемпели для большинства старых южноафриканских монет с бюстом Крюгера, что пригодится для Крюгерранда».
Бюст Крюгера на южноафриканских монетах был создан в 1890-х гг. Отто Шульцем из Берлинского монетного двора. Шульц создал прекрасный, величественный профиль Крюгера – человека, которого многие считали менее привлекательным.
Уильям Морком, юрисконсульт сэра Феофила Шепстоуна, писал в 1877 году: «Пауль Крюгер – пожилой человек, некрасив, с выражением лица, указывающим на упрямый и крайне жестокий характер… его скудные волосы в такой степени слеплены друг с другом, что они лежат полосками на голове, а капли прогорклого кокосового масла собираются на концах каждой пряди волос, что делает необходимым использование карманного гребня во время обеда».
По сведению некоторых источников, эти штемпели со старым бюстом Крюгера были отклонены, а затем восстановлены для Крюгерранда Томми Саасееном, главным чеканщиком Южноафриканского монетного двора. Однако Саасеена подтвердил, что некоторые из этих старинных штемпелей сохранились, и он мог использовать их непосредственно, добавив только новую надпись.
Историческая справка о Саасеене: Томми Саассеен родился в Претории 4 июня 1932 года и получил образование в местном колледже Христианских братьев. Он начал работать в Южноафриканском монетном дворе в 1950 году в качестве подмастерья, хорошо запомнив слова своего начальника, после проведенного там месяца, что, мол, из него не получится штамповщик, поскольку у него нет для этого необходимых навыков. К счастью для страны и сообщества коллекционеров монет, Саассеен не обратил внимания на этот комментарий и, при поддержке своего отца, сделав свои первые шаги к тому, чтобы стать одним из самых лучших штамповщиков в Южной Африке. После посещения занятий по дизайну и моделированию в Техническом колледже Претории, Саассеен стал учеником скульптора Хенни Потгитера, который вылепил несколько фризов внутри памятника Воортреккер. В течение трех лет Саассеен посещал Потгитера один раз в неделю, оттачивая свои значительные навыки по скульптуре. После непродолжительного периода работы в «Pretoria Metal Art», Саассеен вернулся в Южноафриканский монетный двор в 1959 году и вскоре был назначен на должность главного штамповщика. Он отвечал за доработку серии никелевых монет, работал над другими дизайнами, включая дизайн Сварта на никелевых монетах 1968 года, бюст Эбена Дёнгеса в 1969 году и герб, который помещался на монетах 1969-1970-х гг. В марте 1974 года Саассеен подал прошение об отставке и с тех пор открыл свое дело по производству медальонов.
Во время слушаний Специального комитета было решено использовать изображение спрингбока, которое ранее находилось на золотых монетах с номиналом в 1 и 2 рандах, и должно было быть зарезервировано для исключительного использования на золотых монетах.
Д-р Холлоуэй сказал во время слушаний, что «<…> на мой взгляд, очень жаль, что изображение спрингбока на золотых монетах теперь появится и на маленьких монетах тоже <…> Я хочу особо подчеркнуть, что на реверсе обычных монет не должно находиться то же изображение, что и на реверсе золотых монет…».
Жан Поль Ру, бывший директор Монетного двора, поддержал эту точку зрения: «<…> Что касается изображения спрингбока, который признан во всем мире как самый привлекательный и лучший современный образ для монет, я думаю, что оно должно появиться на золотых монетах с номиналом в 1 и 1/2 ранда… Мы считаем, что изображение спрингбока может быть зарезервировано исключительно для наших золотых монет».
Когда изображение спрингбока было выбрано, все, что должен был сделать Саассеен, так это создать штампы нужного размера, используя оригинальную модель, выпущенную Кертом Штейнбергом для первой кроны (5 шиллингов) в 1947 году. Также необходимо было добавить правильную надпись.
Изображение спрингбока широко использовалось для монет, появившись впервыые на южноафриканских монетах в 5 шиллингах (крона) в 1947 году. Эта монета была создана в качестве памятного выпуска в честь празднования визита британской королевы в Южную Африку в 1947 году, когда королева Елизавета II была еще молодой принцессой. Этот исторический визит королевской семьи привел к созданию изображения, которое будет впоследствии использовано для «Крюгерранда».
Королевская семья посетила также золотую шахту в Объединенных шахтах Западного Ранда.
В преддверии визита Южноафриканское нумизматическое общество подало письмо министру финансов, предлагая отчеканить памятную монету. Они рекомендовали использовать для реверса дизайн кроны и образ спрингбока. Пять скульпторов были приглашены для предоставления проектов – Джоан Кендалл, Керт Штейнберг, Хенни Потгиеттер, Джеймс Гардинер и Эрни Нэйлор. Изображение Штейнберга было выбрано и остается одним из самых узнаваемых в мире.
Историческая справка о Керте Штейнберге: Керт Штейнберг родился в 1905 году в Претории и посещал школу в маленьком городе Бетал. Его отец был фермером, и именно благодаря хорошему урожаю кукурузы Керт смог пойти в художественную школу в Грэхемстауне. В 1928 году он отправился в Лондон и учился у знаменитого британского скульптора Генри Мура. Жизнь была тяжелой в Лондоне во время Великой депрессии, и голод принудил его пойти на улицу, чтобы заработать на жизнь своими картинами. К 1933 году он настолько отчаялся, что обратился в Южноафриканский дом для получения кредита, чтобы вернуться в Южную Африку. К его изумлению, ему было поручено задание - сделать статую Яна ван Рибека для Южноафриканского дома и его положение стало улучшаться. Нумизматическая карьера Штейнберга началась, когда Южноафриканский монетный двор обратился к нему в 1942 году для создания дизайна кроны 1947 года, а его изображение спрингбока было настолько удачным, что оно появлялось непрерывно на южноафриканских серебряных и золотых монетах с того времени вплоть до нынешних Крюгеррандов. Очень немногие знают, что буквы C.L.S., расположенные ниже спрингбока на Крюгерранде, обозначают Керта Лоренса Штейнберга. От голода и отчаяния на улицах Лондона в 1933 году до появления своих инициалов на золотой монете с тиражом в 60 млн. экземпляров впоследствии - это было невероятное достижение для мальчика из Бетала.
Эдвардс сообщает, что для создания своего дизайна, Штейнберг отправился в Зоопарк Претории, чтобы лучше изучить спрингбока, а также использовать фотографии прыгающего спрингбога. Работа Милле «Дыхание от Вельдтов», как сообщается, очень помогла Штейнбергу.
Изображение спрингбока у Штейнберга, по разным сведениям, не было результатом влияния классических греческих монет, которые были известными своими «длинноногими» изображениями. Однако он отметил: «Мне больше нравятся жилистые или «длинноногие» формы. Их не только лучше «понимать», но они также представляют больше форм и линий для организации и сочетания».
Одним из наиболее известных южноафриканских алоэ, Aloe Claviflora, была изображена между ногами спрингбога. Алоэ была впервые описано британским натуралистом Уильямом Бёрчеллом в его работе 1822 года «Путешествия по внутренней Южной Африке». Он собрал это растение во время остановки в реке Риет в районе Фрейзербург, что тогда называлось провинцией Кейп, но это алоэ в настоящее время распространено в обширном регионе, в засушливом районе Южной Африки (Кару).
В этой части страны обитает очень много спрингбоков, а маленькие холмы на фоне изображения типичны для коппий (небольшие холмы), которые можно найти в Кару.
Одним из наиболее интересных аспектов дизайна Крюгерранда заключается в рубчатом гурте (небольшие углубления на краю монеты, которые также называются «фрезерованием»). Исторически, использование рубчатого гурта предназначалось для предотвращения обрезания золота или серебра с краев монет. Эта практика была серьезной проблемой в начале истории чеканки монет и привела к тому, что многие из этих монет были сфальсифицированы.
Когда новая серия монет была создана в Южной Африке в 1964 году, было решено, что рубчатый гурт уже не нужен, и что никелевые монеты будут с гладким гуртом. Но был достигнут консенсус относительно того, чтобы оставить рубчатый гурт для золотых монет. Как сказал д-р Холлоуэй в под-комитете: «Процесс фрезерования датируется XVIII веком и был введен для предотвращения обрезания монет из драгоценных металлов. Маловероятно, что в нынешнее время кто-нибудь сделает нечто подобное с монетами из цветных металлов, и фрезерование, стало быть, больше не требуется, за исключением золота».
Диаметр монет был выбран с тем расчетом, чтобы он был равен диаметру серебряной монеты с номиналом в 1 ранд, находившейся в обращении в то время, поскольку это давало практическое преимущество, ведь можно было использовать то же самое чеканное оборудование. Это объясняет то, что Крюгерранд обладает известным диаметром в 32,77 мм.
В положениях закона о южноафриканском монетном дворе и валюте (закон №78 от 1964 года) была определена проба Крюгерранда, состоящая из 11/12 чистого золота и 1/12 сплава. Это означает стандартную 22-каратную золотую монету. Тем не менее, она содержит унцию золота, поэтому фактическая монета тяжелее тройской унции.
Спрингбок (Antidorcas marsupialis) - это антилопа, естественным местом обитания которой является Южная часть Африки, и до недавнего времени ее образ находится на гербе Южной Африки.
Сначала образ спрингбока появился на южноафриканских монетах для памятной 5-шиллинговой монеты в 1947 году. Спрингбоки являются быстрыми животными, которые могут достигать скорости 80 км. в час и прыгать более чем на 10 метров. Спрингбок в настоящее время широко распространен в засушливых западных регионах Южной Африки и во всей Намибии. Обычно он встречается в небольших стадах, но в течение миграционных периодов эти стада могут насчитывать тысячи особей. Спрингбок гарцует, прыгая посредством сильных ног и изогнутой спины – что изображено на Крюгерранде. Спрингбок как национальный символ имеет историю, которая началась с 1906 года, когда южноафриканская команда по регби, возглавляемая Полом Роосом, впервые совершила поездку по Великобритании. Название «De Springbokken» было принято командой в Англии после опасений по поводу того, что британская пресса может придумать менее лестное название для них. Президент Нельсон Мандела позволил южноафриканской команде по регби сохранить это название, несмотря на то, что спортивные команды после 1994 года стали называться «Протеи».
Нумизматы называют пробной монетой монету с новым дизайном, металлом или номиналом, которую могут начать чеканить. Пробная монета может быть отчеканена в разных металлах на нормальных или толстых планшетах (металлические диски использовались для чеканки монет или планшетов). Мало существует пробных монет «Крюгеррандов» и это является, возможно, следствием того, что монета основана на уже существующих дизайнах: то есть, не было необходимости чеканить много пробных монет для оценки различных дизайнов. Нераскрытой тайной остается переписка между южноафриканским монетным двором и южноафриканским казначейством, в которой указывалось, что дизайн Крюгерранда был представлен в парламент для утверждения.
Название Крюгерранд появилось в двух словах в этом представлении. Неизвестно, шла ли речь о настоящей монете или только об эскизе, фотографии предполагаемой монет. О «Крюгерранде» было официально объявлено в правительственной газете 28 июня 1967 года и фотография Крюгерранда 1967 года была приложена к этой прокламации. Образцы монеты 1967 года были уже отчеканены к тому времени. Коллекционерам редко удается найти серебряную монету 1967 года, а ее образец хранится в коллекции Южноафриканского монетного двора. Относительно этого образца не существует никакой официальной документации, но, несомненно, было бы полезно оценить окончательный дизайн при чеканке монеты. Говорят даже о существовании специального набора из шести Крюгеррандов, похожих на монету 1967 года в одной коробке. Эти монеты были отчеканены с использованием различных сплавов, чтобы министр финансов выбрал, какой из них будет использоваться в производстве. Однако текущее местонахождение этих образцов неизвестно, и фотографий различных цветов этих монет нет. Что касается дробных монет, единственными существующими образцами являются бронзовые планшеты, которые, по-видимому, использовались Горной палатой для оценки размеров дробных монет. Интересный образец Крюгерранда 1998 года расположен в коллекции Южноафриканского монетного двора. Эта монета была отчеканена в платине для определения возможности чеканки платиновых монет. Несмотря на то, что Южная Африка является крупнейшим производителем платины в мире, этот проект так и не был реализован.
Сплав не был указан в Законе, но в последние годы использовалась медь, что сделало монету идентичной старинной золотой кроне, используемой в качестве британских золотых монет на протяжении многих веков. Крона впервые вошла в обращение во время правления Генриха VIII в Англии в 1526 году, тогда как более ранние золотые монеты Британии чеканились из мягкого 23-каратного золота, что привело к их преждевременному износу. Знаменитые гинеи и Соверены были отчеканены в 1817 году, и все они чеканились с использованием золота, как у кроны. Миллионы Соверенов чеканились в преторианском филиале Королевского монетного двора с использованием того же сплава, что и у золотых монет с номиналами в 1 и 2 ранда, поэтому неудивительно, что такой же сплав был выбран для Крюгерранда.
В универсальном «Пособии по южноафриканским монетам и планшетам» Херн утверждает, что шесть планшетов Крюгеррандов различных цветов находились в хранилищах в Аффинажном заводе Ранда. Текущее местонахождение этих планшетов неизвестно. В первые годы истории монеты министр финансов выбрал тот, который вышел в производство. Неясно, какой сплав был выбран и как он изменился за эти годы. Некоторые из ранних Крюгеррандов, похоже, имеют другой цвет. Тем не менее, золотой сплав был принят для всех новых Крюгеррандов – решение, которое оказалось разумным, когда стало ясно, что золотые монеты из чистого металла, конкуренты Крюгерранда, можно было легко повредить, что поставило под угрозу их привлекательность для инвесторов в золото.
Когда пришло время определить цену на монету, Южноафриканский монетный двор внес некоторые предложения в 1967 году. Стоимость золота в марте 1967 года была равна 25,226 рандов, к которой нужно было добавить стоимость производства монеты, 0,225 ранда, и прибыль 20%, поэтому предлагаемая цена монеты была равна 30,55 ранда. В июле 1967 года эта цена была рекомендована монетным двором и была слегка увеличена, до 31 ранда, из-за увеличения цен на золото.
В конце концов, золотые Крюгерранды, впервые выставленные для широкой публики во время Йоханнесбургского пасхального фестиваля Ранд в 1970 году, продавались за сумму меньше 27,24 ранда.