Материал Ники Шилс, руководителя отдела исследований и стратегии на рынке металлов в компании «MKS PAMP».
В истории рынка драгметаллов происходило несколько революционных событий. Однако бывает трудно заметить эти события в момент их наступления. Иногда только оглядываясь назад, то есть, ретроспективно, аналитики часто проясняют ситуацию, давая людям возможность понять произошедшее.
Мы наблюдали (медвежий) эффект скандала с «дизельгейтом» концерна «Volkswagen» в 2015 году на структурный спрос на платину и (бычий) эффект появления золотого биржевого фонда в 2004 году на расширение доступа к золоту и его популярность. На рынке золота сейчас идет поиск новых продуктов, способных заполнить образовавшуюся пустоту в связи с систематическим оттоком средств из золотых биржевых фондов за последние 3 года, например, в форме биржевых фондов нового поколения, обладающих инновационными характеристиками. Может быть, текущее революционное событие на рынке золота разворачивается прямо сейчас в виде «эффекта Costco»?
История и освещение в СМИ
Компания «Costco» начала продавать своим клиентам в сети магазинов США и Канады золотые слитки весом в 1 унцию во втором квартале 2023 года. В декабрьском отчете о прибылях и убытках финансовый директор компании «Costco» отметил, что в III квартале 2023 года золотые слитки обычно раскупались «в течение нескольких часов» после появления соответствующих объявлений в Интернете. В III квартале 2023 года компания «Costco» продала золота на 100 миллионов долларов. По оценкам компании «Wells Fargo», сейчас сеть магазинов продает золотые слитки на 200 млн долларов в месяц.
С тех пор СМИ стали активно освещать эту тему: появились тематические статьи в изданиях «CNBC», «Нью-Йорк Таймс», «FoxBusiness» и «Axios» (и это только некоторые из них), а передача «Доброе утро, Америка» заставила американцев почувствовать страх перед инфляцией, а также понять, что нужно покупать золотые слитки.
Инфляция и золото
В преддверии напряженного года выборов в США самое время запускать подобные продукты на рынок. Люди боятся инфляции и растущей экономической нестабильности. Политики и экономисты говорят, что инфляция снизилась с 9% до 3%, но потребители так не считают. Цены все еще растут, просто более медленными темпами. Согласно проведенному недавно исследованию, за последние 4 года корзина товаров, обычно покупаемых в супермаркетах, подорожала на 36% (+8% в год), что намного выше показателя индекса потребительских цен правительства США, который показывает инфляцию цен на продукты питания на уровне 25%. Нет более простого (или более наглядного) способа почувствовать инфляцию, чем по ее влиянию на цены повседневных предметов домашнего обихода, таких как продуктов питания. На этом фоне потребители могут приобрести традиционный инструмент хеджирования инфляции в ближайшем магазине «Costco».
Новые страхи для нового поколения
Инфляция — это не единственный фактор роста спроса на золото. В статье издания «Wall Street Journal» говорится о том, что молодые инвесторы покупают золото в качестве страховки на случай катастрофических событий. Приток новых клиентов на рынок золота продолжает оставаться очень сильным; например, компания «APMEX» считает, что этот показатель на 30% выше по сравнению с 2019 годом. Неважно, является ли золото надежным средством защиты от катастрофических событий или нет; важно, что потребитель в это верит... Представители поколения миллениалов (да, это не типичный американский розничный покупатель золото) ощущают новые страхи - пандемия, изменение климата, инфляция, ультраправый радикализм - и пользуются старым добрым способом защиты своих капиталов.
Магазины «Costco» — это место, где люди покупают золото, поскольку еще и не доверяют экономическим, социальным и политическим институтам США. Доверие американцев к американским общественным институтам находится на рекордно низком уровне, что можно расценить как уверенность людей в способности США разрушить себя. Эта уверенность находится на рекордно высоком уровне, поэтому люди хотят приобрести традиционные защитные активы (например, золото) через популярные магазины (например, «Costco»).
Все это согласуется с глобальным трендом спроса на золото!
Примечательно, что спрос на золото в магазинах «Costco» наблюдается в то время, когда курс золота находится на рекордных максимумах. Во всем мире растет интерес к физическому (в меньшей степени, бумажному) золоту, о чем свидетельствуют наценки на его котировки в Таиланде, на Ближнем Востоке и даже в Китае. Увеличивает региональные наценки отсутствие вторичного рынка ввиду нежелания держателей физического золота продавать свои запасы, в отличие от того, что наблюдалось в условиях прошлых суперциклов золота. Физический розничный спрос на Западе отстает от объемов спроса на Востоке, поскольку волатильность финансовых рынков и экономическая ситуация несильно помогает драгметаллу. Однако рост покупок золота в «Costco» свидетельствует о том, что западные потребители начинают изменять свое отношение к золоту.
В отчете Всемирного золотого совета за 2020 год говорится, что 41% американцев рассматривают возможность покупки золота, но еще не приобрели его, поскольку существуют различные барьеры для этого, включая недостаток доверия к золоту, знаний о нем, а также ввиду экологических соображений и т. д. Компания «Costco» решила все эти проблемы. К тому же покупка золота стимулируется привлекательной программой бонусов. Для эксклюзивных членов клуба «Costco» действует программа 2% кэшбека (да, именно возвращения денег, а не очков!) на все покупки, что способствует росту спроса на золотые слитки.
В США около 50% покупок совершается посредством кредитных карт, а молодежь выросла в этой культуре кэшбеков, считая, что «нужно тратить деньги, чтобы их зарабатывать». В целом, покупка золота в «Costco» (поскольку она является более удобной, чем традиционный рынок слитков) привлекает новых инвесторов на рынок физических драгоценных металлов, что повторяет тренд других региональных хабов торговли желтым металлом.
Недостающие участники ралли золота
Тихому и довольно размеренному ралли золота и менее тихому ралли серебра, которые еще не дошли до своих пиков, не хватает участия двух основных игроков: биржевых фондов и розничного спроса на Западе (монеты/слитки). Потребители скупают слитки в «Costco», но низкие премии на монеты и предварительные данные указывают на вялый совокупный розничный спрос в США и Западной Европе (продажи золотых монет Монетного двора США снизились на 25% в I квартале 2024 года, а продажи золота Пертского монетного двора достигли минимума за 5 лет в марте 2024 года).
Двусторонний рынок также является движущей силой спроса. Это все более замкнутый рынок, на который возвращается купленный товар (выкуп), создавая ложное представление о низких объемах продаж монетных дворов. С тех пор как курс золота пробил важную психологическую отметку в 2000 долларов, реальная доходность казначеек остается положительной, а фондовые рынки в последние несколько месяцев демонстрируют высокие темпы роста, поэтому когорта западных инвесторов не заразилась золотой и серебряной лихорадкой (пока?!). Совокупный мировой спрос на монеты/слитки и биржевые фонды и Америки + Европы составил всего 8 тонн в 2023 году, что является самым низким показателем с 2013 года.
Возобновление спроса со стороны этих участников в тот момент, когда ФРС начнет цикл снижения ставок, станет решающим фактором, который может повлиять на рост курса золота с 2300 до 2500 долларов за унцию, а серебра - с 28 до 35 долларов за унцию. Эффект «Costco» и его последующее влияние на настроения и доступ к рынку только поспособствуют этому.
Насколько масштабными могут быть покупки золота в «Costco»?
Недавно журнал «The Economist» отметил, что текущий ежемесячный спрос на золото в «Costco» составляет примерно половину того, что Народный банк Китая приобрел только за март - 160 тыс. унций. Однако ни тот, ни другой тренд не является маловажным. Несмотря на то, что предполагаемый объем продаж в 200 млн долларов в месяц составляет менее 1% от годового спроса на золото, на ноябрь 2023 года в «Costco» насчитывалось 130 млн клиентов. Если каждый клиент сети купит слитки, учитывая ограничение на покупку 5 унций золота на человека, то показатель составит 640 млн унций золота (по сравнению с 4 млн унций в 2023 году для спроса на монеты и слитки в США).
Разрыв между фактическим спросом и предложением (для слитков) будет лучше отражаться в гораздо более высоких премиях и в меньшей степени в фиксированной цене, учитывая огромный размер рынка золота. В целом, речь вряд ли идет о фактических унциях и влиянии на баланс спроса и предложения золота. В этом смысле золото не является настоящим товаром. Важны настроения, потоки и, что немаловажно, доступ к рынку.
Золото от «Costco» и последующий медиа-бум уже повлияли на мнение о желтом металле больше, чем можно было представить; только благодаря этому золото как класс активов снова становится доступным для новых (это ключевое слово здесь) розничных инвесторов. Это предвещает смену режима в динамике и структуре рынка, особенно на рынке золотых слитков, на котором рядовой американский Джо (и Джейн) может с легкостью купить золотой слиток «PAMP» стоимостью более 2 тыс. долларов или тубу с унцовыми серебряными инвестиционными монетами "Американский Орел".
Расширение круга участников рынка — это всегда бычий фактор, но иногда мы не видим леса за деревьями. Переломные моменты на рынке приходят и уходят. Некоторые из них просто удачно совпадают по времени. Золотые биржевые фонды были созданы через пару лет после терактов 11 сентября и в начале режима нулевых процентных ставок, позволив инвесторам получить доступ к металлу. Компания «Costco» сделала многое для увеличения престижа золота в глазах широких масс и открытия новых каналов спроса на золото именно в условиях низкого доверия людей к общественным институциям после пандемии коронавируса. Может, это и не сравнится с запуском золотых биржевых фондов, но явно золото пошло в народ.