В июле прошлого года, американский издатель «Krause Publications» выпустил 10-е издание «Стандартного каталога монет мира: с 2001 по настоящее время» (The Standard Catalog of World Coins: 2001-Date). Эта книга является самой полной энциклопедией всех монет в мире, отчеканенных разными странами или по их поручению, начиная от десятичных монет Афганистана и заканчивая долларами Зимбабве.
Этот каталог состоит из 1344 страниц и представляет собой внушительный том. Впрочем, выпуск огромного количества монет с новым дизайном монетными дворами мира сделал такую книгу устаревшей, еще до ее издания, да и в принципе идея создания однотомной энциклопедии, посвященной монетам мира XXI века, кажется несостоятельной.
Обратите внимание на следующий факт.
С момента своего первого издания, «Стандартный каталог» увеличивается в среднем на 118 страниц каждый год. Если темпы выпуска новых монет будут находиться на таком уровне, то 94-е издание «Стандартного каталог» (которое состоится в 2100 году) превысит 11000 страниц. Это предполагает, конечно, что монеты будут продолжать чеканить и что они не будут заменены электронными или любыми другими формами оплаты.
Это означает, что к концу этого века, количество монет с новым дизайном, выпущенных монетными дворами мира, превысит количество всех известных монет, отчеканенных со времен Средневековья и до 2000 года.
Это еще ничего, по сравнению с фактическим количеством отчеканенных монет!
Монетный двор США уже отчеканил более 180 млрд. монет (в это число входят циркуляционные, инвестиционные и памятные монеты). Этот показатель достигнет 1 трлн. монет к концу этого века. Прибавьте к этому числу количество всех монет, которые будут отчеканены каждым государством по всему земному шару. Результат будет, при прочих равных условиях, ошеломляющим.
Хотите - верьте, хотите – нет, но, несмотря на то, что практически большая часть монет не будут рассматриваться в качестве редких, - кроме инвестиционных и памятных монет, конечно, - все равно у них появится коллекционеры.
Коллекционеры монет всех возрастов обычно собирают циркуляционные монеты своих стран. Для большинства начинающих коллекционеров, собирание старинных монет, которые обращаются наряду с новыми монетами, является первым делом. Инвесторы с чутьем коллекционера запасаются знаменитыми инвестиционными монетами разных стран мира.
После непродолжительного времени, им обоим станет очевидно, что существуют пробелы в их коллекциях, то есть, монеты, которые они не могут найти. Возможно, они купят информативную книгу или журнал, или прочитают об искомых монетах в интернете. И для того, чтобы получить эти недостающие монеты, коллекционеры будут обменивать или покупать их у других коллекционеров или продавцов монет. Именно в этот момент, новые коллекционеры входят в нумизматический рынок.
Основной причиной радости для современных коллекционеров становится, кажущаяся бесконечной, вереница выпусков новых коллекционных монет. Подавляющее большинство этих монет чеканятся в монетных дворах, функционирующих в качестве коммерческих предприятий.
И поскольку эти корпоративные монетные дворы становятся новаторами и лидерами на рынке, все остальные монетные дворы следуют их примеру. Следствием трансформации этой индустрии стало серьезное переосмысление того, что такое монета как физический, социальный объект, и какую роль на нумизматическом рынке будут играть монетные дворы, создающие новые монеты?
Переосмысление феномена монеты
Что такое монета?
Независимо от того, как можно ответить на этот вопрос сегодня, характеристики, которые делали металлический диск «монетой» претерпели фундаментальные изменения за прошедшие сто лет.
Перед Великой Депрессией, подкосившей мировую экономику в 1920-1930-х гг., большинство ведущих промышленно-развитых стран придерживались в той или иной форме золотого стандарта. Циркуляционные монеты этого периода (в особенности, с большими номиналами) были, чаще всего, отчеканены либо в серебре, либо в золоте.
В разгар Депрессии, производство циркуляционных золотых монет было приостановлено. Во многих странах золотые монеты были девальвированы либо конфискованы. Серебро стало единственным драгоценным металлом, из которого создавали монеты. Затем, после Второй мировой войны, некоторые страны столкнулись с проблемами относительно обращения серебряных монет. В США, например, приостановили производство серебряных циркуляционных монет 50 лет назад.
Для коллекционеров, особенно в США, изъятие серебряных монет из обращения стало самым настоящим подарком судьбы.
В то время как серебряные монеты стали быстро исчезать из кошельков граждан, коллекционеры заполонили рынок. Стоимость монет выросла во много раз, а привлекательность собирания и инвестирования в монеты стало популярным делом. Многие из ведущих американских дилеров в этой индустрии создали себе имя во время этого захватывающего периода. Теперь они говорят, что в то время подростки могли зарабатывать больше на продаже монет, чем их родители, имеющие профессиональную занятость.
К концу 1960-х гг., серебряные монеты практически исчезли из обращения в Америке. Подобная история произошла и в других странах, где серебро было заменено базовыми металлами.
Сто лет назад, идея о том, что монеты любой страны не имеют никакой стоимости, очень обеспокоила бы экономистов и простых граждан, поскольку, обычно такое обесценивание происходило в трудные времена или в период войны. Сегодня такое положение вещей не вызывает удивления. Большинство современных людей никогда не сталкивались с монетами из драгоценного металла (но это не значит, конечно, что такие монеты не чеканятся).
Переосмысление феномена монеты. Часть вторая.
Социально-психологические последствия от вывода серебра и золота из торговли, а также роль, которую играли золото и серебро в общественном сознании, требуют более глубокого рассмотрения.
В 1930-х гг., в США наблюдался бум памятных монет. На протяжении этого десятилетия, Монетный двор США выпускал десятки монет с номиналом в полдоллара, которые продавались на рынке с наценкой по отношению к номинальной стоимости.
Рынок монет в США был гораздо меньше тогда, чем сейчас – и тогда были трудные времена в финансовом отношении – но, несмотря на это, возникновение новых коллекционных монет привело к увеличению количества коллекционеров на рынке. К сожалению, эта ситуация не могла долго продолжаться: возросшее предложение монет со стороны монетного двора не нашло, в конце концов, соответствующего уровня спроса. «Пузырь» рынка памятных монет вскоре лопнул. Производство было приостановлено на время Второй мировой войны, но и после нее большого интереса в создании монет не было. Только три монеты были выпущены между 1946 и 1954 гг., и в течение последующих 20 лет Монетный двор США не чеканил памятные монеты для коллекционеров.
Однако серьезные изменения на мировом рынке не заставили себя ждать. В то время как Монетный двор США не чеканил и не продвигал новые монеты для коллекционеров, монетные дворы мира создавали и расширяли вновь возникший рынок.
Можно сказать, что мировая индустрия производства коллекционных монет, складывающаяся после 1945 года, ознаменовала собой конец эпохи современной монеты и началом постсовременного, постмодернистского периода в производстве монет, который длится и по сей день. В постмодернистский период, государственные и частные монетные дворы стремятся удовлетворить растущий спрос со стороны коллекционеров, чеканя монеты, которые отличаются от «традиционных» монет, но при этом похожи на них во многих отношениях. И хотя эти новые предметы коллекционирования были (с юридической точки зрения) монетами, они не предназначались для обращения и часто чеканились с любопытными номиналами. Некоторые из них имели статус законного платежного средства в странах-эмитентах, но дизайн мог иметь мало (или вообще не иметь) общего с историей стран-эмитентов.
Как еще можно объяснить феномен монеты 2015 года, на одной стороне которой изображен портрет королевы Елизаветы II, а на другой – Наполеона Бонапарта, сидящего на коне? Эта монета была отчеканена для острова Вознесения, далекой и изолированной части суши, которая не имеет коренного населения.
Как и в случае с деньгами, которые не обеспечены драгоценными металлами, появление такой монеты нельзя было представить 200 лет назад.
Все чаще современные коллекционные, памятные монеты имеют мало общего с культурой стран-эмитентов. Они становятся глобальными, не только в смысле продаж, но также в контексте культурной направленности. Эти монеты могут быть связаны с популярным фильмом, любимой детской книгой, известным комиксом или супергероем.
Монетные дворы также пытаются дифференцировать свои коллекционные, памятные монеты от других, не предназначенных для циркуляции монет, посредством добавления новых элементов, таких как, линзовидные наклейки, кристаллы Swarovski, цветные элементы и нетрадиционные формы. Чем сложнее дизайн, тем дороже становится монета; цена монеты не сопоставима с ее номинальной стоимостью.
Но если розничная цена монеты не совпадает с номиналом монеты, и если монеты производятся для международного потребления и коллекционирования… к чему тогда претенциозность?
Зачем называть ее монетой, если она на самом деле ею не является?
Потому, что за замысловатым дизайном металлического объекта скрывается его функция – играть роль экзотических денег. Даже если рекламируемые монеты не служат в качестве денег в странах-эмитентах, у них все равно будут покупатели, и они будут по-прежнему продаваться.
Без номинала, объект становится чем-то другим: произведением искусства, медалью. И как все, вероятно, знают, медали не (всегда) продаются так же, как и монеты.